Форум » Офтопик » ФАНТАСТИКА «НОВОЙ ВОЛНЫ» » Ответить

ФАНТАСТИКА «НОВОЙ ВОЛНЫ»

Juls: Все течет. Все изменяется. Гераклит Нет ничего постоянного: рано или поздно наступает время перемен. Когда классическая НФ достигла творческого «потолка», неизбежно должно было что-то произойти. И точно: нахлынула «новая волна», одно из самых ярких явлений в истории мировой фантастики. Какого-либо тематического, идейного или стилевого единства у авторов «новой волны» никогда не было. Но кое-что их все-таки объединяло. Во-первых, авторы отрицательно относились к канонам классической «твердой» НФ. Фантастика для них — литература о людях, их проблемах, внутреннем мире, а не авантюрные истории про роботов или космические полеты. Нельзя сказать, что «волнисты» пришли на пустое место: многие книги «классиков», скажем Хайнлайна, повествуют отнюдь не о «железе», а именно о людях. Однако основная масса НФ того времени опиралась на принципы, заложенные «Золотым веком американской фантастики». Второй признак «новой волны» — новаторская литературная техника. Отрицание обязательных для НФ «Золотого века» канонов литературного реализма смешивалось у фантастов с использованием приемов современного искусства. В результате у некоторых авторов «новой волны» радикальные эксперименты со стилем принимали поистине крышесносящие формы. И, наконец — отсутствие запретных тем. Многое годы фантастика воспринималась как литература несерьезная, юношеская. Типичными для классической НФ были, например, чувственная целомудренность или религиозная ортодоксальность. Имелись, конечно, исключения: один Филип Жозе Фармер дорогого стоит! Но фантастика на несколько порядков отставала от современного ей литературного мейнстрима, авторы которого изгалялись как только возможно. А «волнисты» не желали кучковаться в привычной нише фантастического жанра — никаких ограничений они не признавали. Секс во всех проявлениях, эзотерика, теософия и восточная мистика, религиозный экстремизм, наркотические, психоделические и сюрреалистические глюки, суицидальная философия, политический радикализм — все, что ранее в фантастике находилось под негласным запретом, стало для апологетов «новой волны» лакомым куском. «Волнисты» жаждали самоутвердиться за счет разнообразных новаций. Гораздо позже Кристофер Прист взял локальный ярлычок, изобретенный Питером Миллером, и «наклеил» его на всю разноплановую фантастику пришельцев из «Новых миров». И «новая волна» из смутного образа превратилась в литературное направление, получившее культовый статус. Правда, к началу 1970-х «новая волна» почти иссякла. Хотя это литературное течение не коснулось берегов России, некоторые его элементы были присущи и советской фантастике. В самом начале 1960-х братья Стругацкие начали создавать НФ без каких-либо скидок на условность жанра. Фантастические идеи в книгах АБС служат не самоцелью, а лишь способом более четкого проявления характеров, поступков и чувств героев. Внимание ко внутреннему миру персонажей характерно и для многих других авторов отечественной НФ того времени. Правда, иные проявления западной «новой волны» — вроде стилистических экспериментов и обращения к табуированным темам — по понятным причинам советской фантастике были несвойственны. ________________________________________ В целом, весь этот жанр – литературный эксперимент, оказавший влияние на мировую фантастику, которая в дальнейшем (в худших своих проявлениях) блеснула новыми особенностями: 1 Отсутствием увлекательного сюжета и даже бессюжетностью и абсурдизмом. 2 Пренебрежением «научностью». Притчеобразным характером некоторых произведений. 3 Эстетикой шока (открытая демонстрация тех сторон жизни, о которых традиционная фантастика предпочитает умалчивать). 4 Самопародией. 5 Обмусоливанием различных философских и социологических концепций: фрейдизм, экзистенциализм, буддизм и др. 6 Использованием приемов модернистской литературы. 7 Использованием сленга. ________________________________________ Быть может, у меня другое мировоззрение, или же я слишком традационалист, но "Новая Волна" (то, что из неё я читал) не вызвала у меня особого восторга, скорее негативное впечатление. Да, есть книги здоровские, есть потрясающие, но чем более они абсурдны, тем более для меня утомительны, и, к сожалению, почти не запоминаются, остаётся лишь осадок... Таких читателей как я очень много, в конечном итоге, это и разрушило "Новую волну". Волна схлынула, остались лишь некоторые элементы модернизма (например, в киберпанке). ________________________________________ Да, конечно, этот жанр на любителя, я и не считаю его массовым. Какой нормальный человек выдержит рассказ о человеке, отрезающем от себя части за деньги? Но, тем не менее, свою роль жанр сыграл. Но ничто не может продолжаться вечно. "Твердая" фантастика была заменена "Новой волной", точно так же, как фэнтези начала века о мускулистых варварах и полуголых красотках была заменена "сказочной фэнтези" Толкиена и его последователей. Кто знает, что последует дальше? ________________________________________ Последовал киберпанк - так утверждают критики в один голос. И если честно, я с ними согласен, ибо других литературных течений из "Новой волны", кажется, не вытекло...

Ответов - 4

Кэлин НиЛуг: С эксмовского форума: "Шаг номер 1. Литература (вся! вне зависимости от жанра!) пишет о людях, макулатура же о них не пишет. Это первичный, главный и принципиальный признак литературы. Это я узнал не из нынешней дискуссии, а от Стругацких, которые сформулировали это очень изящно: Читатель желает читать только о себе, ни о чем другом он читать не желает. Всё? Застолбили? Идем дальше. Шаг номер 2. Литература делится на жанры. Это не я придумал, так принято в литературном сообществе. Это удобно: человек говорит – люблю НФ или фэнтези – и всем всё понятно. Жанровое деление, безусловно, ВТОРИЧНО по важности. И там идет в расчет именно реалистичность или нереалистичность фона. (...) Пока жанры не отменили, нужно придерживаться канонов: если инопланетяне – НФ, если колдуны – фэнтези". Киберпанк можно, конечно, выделять в отдельное течение - но строго в рамках НФ, а не как отдельный жанр.

Juls: Вот еще классная цитата: “Художественная литература исследует реальность, создавая модели мира. Модели, конструируемые фантастами, изначально условны – как правило, автор подсознательно или же вполне осознанно изменяет те или иные параметры окружающей реальности, чтобы обнажить и контрастно выделить интересующие его аспекты. Подобное искажение происходит и в других видах литературы, но только в фантастике оно входит в базовые "правила игры". Фэнтези отличается от иных поджанров фантастики тем, что создает наиболее отстраненные модели. В этих Отражениях могут без какого бы то ни было логического объяснения изменяться любые физические константы; единственное, что не подлежит здесь переоценке и девальвации – это законы человеческой психологии. Реалистичность и правдоподобность образов героев – вот та тоненькая ниточка, которая связывает вселенную фэнтези с окружающим нас миром”. Василий Владимирский

Кэлин НиЛуг: А как тогда быть с литературой, описывающей изменения в психологии?


Juls: А фиг знает



полная версия страницы